Sasha писал(а):Я бы сказал, что эта гипотеза достаточно безумна, чтобы в ней оказалось зерно истины.
Вы путаете причину со следствием. Сначала требуется, чтобы возникло земледелие, потом община земледельцев должна расслоиться и вот тут то и возникнут деревенские ростовщики.
Я ничего не "путаю", я защищаю некоторую гипотезу, потому что мне она интересна. Ваша точка зрения мне известна - это ортодоксальная марксисткая (истматовская), с ней иногда интересно и полезно поспорить.
1. В случае локальной "мальтузианской катастрофы" племена охотников-собирателей либо откочевали бы в более сытные места, либо погибли бы, либо сократили бы свою численность путем детской смертности. Если в каком-то районе вдруг охота и собирательство стали неэффективны, примитивное земледелие в этом районе было бы еще менее эффективно.
А если территория слишком велика, чтобы откочевать, а до Столыпина и вагончиков его имени ещё глаза вылупишь? Инфа о том, что где-то есть лучшие места, опять же, не поступает. Погибать ни за что неохота никому. В такой ситуации любое земледелие, кроме как по методу товарища Мегрэ, будет эффективным, ведь на грядке что-то да выросло, причём больше, чем сеяли, а в лесу уже всё давно поободрали.
Так грядка даст урожай дай бог через несколько месяцев, а есть хочется сейчас. Насколько мне известно, человечество за несколько сотен тысяч лет первобытного общества несколько раз проходило через узкие "бутылочные горлышки" из-за климатических, вулканических и т.п. катастроф, при этом людей на всей Земле (!) оставалось порядка нескольких тысяч человек, но на земледелие никто не переходил. Хотя это были биологически совершенно современные люди, не глупее нынешних.
Вспомните: когда у русских крестьян в хозяйстве случался неурожай и голод, они шли в лес собирать ягоды, грибы и орехи. А не наоборот!
Вспомните советских дачников, которые хотя и баловались собирательством грибов, но упорно мотыжили свои 6 соток, при том, что, в отличие от крестьян, им была доступна длинная и зелёная для попадания в более сытные, с точки зрения собирательства, места.
Советские дачники - это совершенно еще не изученный психологический феномен. Мне они очень интересны, но могу сказать определенно: мотыжили (и до сих пор мотыжат) они свои сотки отнюдь не из-за голода. Продукт им зачастую не важен. Их затраты в разы превышают результаты их труда, но они в этом никогда не признаются, в лучшем случае всё оправдает магическая формула "зато своё". В этом плане они скорее духовная родня экопоселенцам, а может их предтечи.
2. Никакая новая технология не создавалась потому, что припекло и она нужна уже вчера. Новые технологии или привносились извне более развитыми цивилизациями, или вызревали в недрах предыдущего общества. Причем вызревали долго и на фоне относительного благополучия, потому что для занятия чем-то новым необходимы определенная сытость, свободное время и вдохновение.
А кто сказал, что технологии земледелия и скотоводства развились когда припекло, а не при господстве охоты и собирательства. Просто они не шли в ход. Ну попробовал кто-то, что-то посадить, ну выросло, все посмотрели - прикольно, а потом решили, а нафига оно надо, если в лесу можно получить готовое. А когда стало припекать, то вспомнили, что можно и вот так.
Я готов поверить, что если не протобанкиры или неизвестные нам прогрессоры тому виной - то земледелие возникло именно как случайная флуктуация в ходе такого вот эксперимента благополучных людей (прикольно, ага). А потом человечество оказалось в ловушке этой фигни на сто веков. Нам не впервой оказываться заложниками технологий, создатели которых даже не подозревали, какой ужас придумали.
Папуасов во второй половине прошлого века еле отучили от милой традиции убивать кого-нибудь, по возможности уважаемого, из соседнего племени, ради того, чтобы дать его имя новорожденному мальчику. Те же папуасы, какое совпадение, дожили до нашего времени, оставаясь охотниками и собирателями.
Папуасов никто не считает сохранившимися до наших дней охотиками-собирателями. Даже вон в википедии написано, что основное занятие у них - ручное земледелие.
Вот в книге, которую я не устаю рекомендовать, есть множество примеров племен настоящих охотников-собирателей. Очень советую ознакомиться. В основном это племена Южной Америки, бушмены, австралийские аборигены.
если сторонники экопоселений честно признают, что они не самодостаточны, но у них есть что предложить остальному обществу на обмен - почему бы нет? Вот только что?
Не признают, ведь лицемерие - наше всё. Признать факт собственной несамодостаточности для экопоселенца значит расписаться в том, что он просто паразит и тунеядец, а вовсе не личность опередившая своё время и указующая цивилизации куда ей идти в будущем. О том, что у них есть на обмен повторю сам себя: Судя по комментам реальных бизнесменов, всё, что там можно произвести стоит дёшево и продаётся плохо
Так я необязательно под "есть что предложить" говорю о сельхозпродукте. Возможно им есть что предложить другое. Например возможность приехать к ним и побыть недельку босой богиней-берегиней. Ну не знаю. Пусть проявят предприимчивость.
PS не подходит формат веб-форума для нормальной дискуссии. Софт в Usenet и FidoNet уже уже 30 лет как умеет автоматическое цитирование (в Фидо даже с инициалами цитируемых собеседников, сразу понятно где чья реплика), а здесь приходится расставлять "quote" вручную, как скобки в ЛИСПе. Тьфу.